«Создание сказок – один из самых интересных
для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для
умственного развития…
Если мне удавалось
добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные
затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов
окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился
мыслить». (В.А. Сухомлинский)
I «В гостях у сказки»
1.
«Приключения точки»
Маленькая точка была
очень одинока. Затерянная в огромном Пространстве, она не имела ни
родственников, ни друзей. Никакие попытки развлечь самое себя не помогали,
после них становилось еще тоскливее... Однажды, осторожно перемещаясь, увидела
она что-то длинное, такое длинное, что не было видно ни начала, ни конца.
– Здравствуй! Ты кто? – обрадовалась Точка.
– Не мешай, -
отмахнулась незнакомка, – мне нельзя
отвлекаться от своего направления. Ты не попадаешь на него, поэтому ты мне не
нужна.
Точка не обиделась.
Действительно, у каждого свои дела, а то, что в Пространстве еще кто-то есть,
было уже хорошо. Надо просто, оказывается, не стоять на месте.
Вдруг у Точки
закружилась голова: какая-то линия двигалась вокруг нее. Она была непрерывной,
замкнутой, и неизвестно было, в какую сторону смотреть, чтобы заговорить с ней.
– Добрый день... – робко сказала Точка, – я Вам не помешаю?
– Уже мешаешь! Я из-за тебя чуть центр не
потеряла, – услышала она в ответ, – самое
главное для меня – хранить расстояние до моего центра. Весь мой
смысл в этом. Так что, выйди наружу, чтобы не морочить мне голову...
Попрощавшись, Точка
задумалась. Она просто не знала, куда двигаться дальше.
– И все-таки я короче! Когда ты научишься
точности?! – услышала вдруг малышка
позади себя.
Быстренько повернувшись,
она поспешила на голоса. Трое отчаянных спорщиков не сразу заметили ее. Когда
она поздоровалась, первый вопрос от них был: «Какая у тебя длина?»
– А что такое длина? – растерялась Точка.
– Нет, посмотрите на нее! Она не знает, что
такое длина! А измерять, сравнивать ты умеешь?
– Нет еще...
– Тогда иди своей дорогой и не мешайся под
ногами, мы очень заняты.
Это было уже слишком.
Теперь Точка совсем не знала, что делать. Но, как это часто бывает в самых
безвыходных ситуациях, ей неожиданно повезло.
– Прыгай на меня! – услышала она голос, совсем рядом,
– Поторопись! Я не могу отвлекаться от своего
направления.
Это уже было.
Недоверчиво присматриваясь, Точка приблизилась к тому, кто её звал, и увидела
почти такую же картину, что и при первой встрече. Яркая линия, уходящая вдаль и
теряющаяся там, начиналась рядом с ней.
– Ну вот, мы вместе, теперь тебе не будет
одиноко. Давай я покажу тебе бесконечность. Знаешь, что это такое?
– Не знаю и даже немножко боюсь. Я искала друга,
но все время слышала, что я мешаю, и мне уже, наверное, ничего не хочется...
– Вот смешная! Знаешь что? Мне нужно торопиться,
а чтобы ты больше не скучала, я отсеку тебе кусочек возле моей исходной точки.
– Но...
– Не бойся, я ведь бесконечен. Просто сдвинем
мою начальную точку. Ни моя длина, ни направление от этого не пострадают. А вы
с моей прежней исходной точкой станете концами маленького кусочка линии и
будете неразлучны. Между вами вы найдете много своих подружек... В общем,
больше не будешь скучать. До встречи!
Что было дальше - это
совсем другая история.
Вопросы после прочтения:
1. Кто такая первая незнакомка?
2. Как называется замкнутая линия?
3. Что за спорщики были здесь?
4. Могли они найти длину точки?
5. Кто подарил Точке свой кусочек?
6. Почему этого не смогла сделать первая линия?
II. Сказки, придуманные
школьниками
1.
«Сказка о том, как гномы узнали о пропорциях»
Жили-были четыре гнома.
Их звали Пиф, Паф, Пуф и Пеф. Однажды под Новый Год они нашли очень большую
елку. А так, как они обычно находили маленькие елочки, то и игрушек у них было
немного (всего 62 шарика, 1 сосулька, 1 звездочка). Решили гномы купить еще
игрушек. Но не знали, сколько нужно еще игрушек на такую большую елку. Тогда
они начали размышлять, считать, прикидывать. Через некоторое время Пиф
воскликнул: «У меня есть идея. Наши маленькие елочки были высотой в 1 метр, а эта елка высотой 6 метров. Чтобы нам купить
игрушки нужно составить пропорцию: , , а затем 384 – 64 = 320 (игрушек)». Гномы купили 320 игрушек
и славно провели Новый Год. С наряженной елкой. (Составил Поддубный Костя)
2. «Дружественные числа»
Жило-было
на свете число 220. Никто в стране с ним не дружил. Скучно и грустно было числу
220. Однажды оно гуляло в парке, присело на скамейку, а рядом сидит число 284,
и тоже вздыхает. Удивилось 220 и спрашивает 284:
– Почему ты
вздыхаешь?
– Потому,
что у меня нет друзей, – отвечает ему число 284.
И, стали
числа дружить и веселиться. С тех пор, числа 220 и 284 называются
дружественными числами. А дружбу свою они укрепили делителями:
220:
1+2+4+5+10+11+20+22+44+55+110 = 284;
284:
1+2+4+71+142 = 220. (Составила Гукова Ирина)
3. «Обзор страны Геометрия»
Страна Геометрия огромна и прекрасна. Никогда
не знала она рабства и войн. Потому что все в ней подчинено одному закону –
гармонии. Множество веков существует эта страна, и множество веков ее жители
свято соблюдают этот закон.
Как это им
удается? Вот, например: Три сестры (стороны одного треугольника). Они всегда
живут в согласии друг с другом, но иногда и у них случаются ссоры. И тогда
каждая из сестер вспоминает, что она меньше суммы двух других сестер, но больше
их разности. Значит, она будет сильнее, если и две другие сестры поссорятся
между собой. Но тогда треугольнику конец. Семья развалится и гармония исчезнет.
Поэтому сестры не ссорятся и решают все споры мирно.
Точки в
Геометрии пользуются особым почетом. Каждая фигура следит и ухаживает за своими
точками. Так же как каждое тело ухаживает за своей фигурой.
Вот,
например, прямая l ухаживает за точкой M
(x0; y0), y = kx.
Благодаря
этому точка M (x0; y0) чувствует себя отлично на радость прямой и соседям.
Можно привести множество
примеров, как жители Геометрии служат Гармонии. Но пока остановимся на этом. И
будем ждать новостей из этой волшебной страны – Геометрии.
4.
Однажды 3/7 и 4/7 пошли на тренировку по боксу. Начали они спорить, кто из них
самый сильный. И вот 3/7 говорит: «Я самая сильная, я сильней всех!» А 4/7 ей
отвечает: «Нет, это я самая сильная!»
Вышли они
на ринг. Дерутся, дерутся, и никто не хочет уступать.
Судья
разнял их, и они пошли домой обиженные друг на друга. На следующий день
приходят на тренировку, и 4/7 говорит: «Я была не права, когда сказала, что я
самая сильная». «Я тоже», – произнесла тихо 3/7. «Только вместе мы – сила», –
закричали 3/7 и 4/7.
После этого
случая они обе не спорили, а жили дружно. (Составил Ченсызбаев Максим)
5. Сказка о свете и его составных частях
(По мотивам
"Справочника школьника”)
Жили-были
на белом свете 1/7 – красная, 1/7 – оранжевая, 1/7 – желтая, 1/7 – зеленая, 1/7 – синяя, 1/7 – голубая, 1/7 – фиолетовая.
Жили они
порознь и враждебно. Они не знали: кто они и откуда. Каждая из них гордилась
своим цветом и пыталась доказать, что именно ее цвет самый красивый. Эти споры
зашли так далеко, что в воздухе запахло большой войной. Цвета перестали
разговаривать между собой и начали готовиться к сражению.
И вот в
такое неспокойное время появился волшебник по имени Ньютон. Он созвал всех и
сказал:
– Как вы
можете враждовать между собой? Ведь вы не просто дробные цвета, а составные
части. Вы все дети одной целой семьи. Отец ваш Белый солнечный свет.
– Этого не
может быть! Мы все сами по себе!
– Вы не
появились ниоткуда. Я сейчас покажу один фокус, и вы сами всё поймете.
Он подвел
их к зашторенному окну. Сквозь маленькую щель пробивался солнечный луч. Одной
рукой волшебник поставил на его пути стеклянную призму, и на противоположной
стене появилась радуга. Она состояла из семи знакомых цветов. Затем другой
рукой волшебник подставил еще и собирающую лупу. Радуга исчезла, появился снова
белый солнечный луч.
Обрадовались
наши цветные дробные части. Теперь они знали: кто они и откуда.
– Но если у
нас есть отец, то кто же мать? – спросили цвета.
– А мать у
всех нас одна – Природа! – ответил волшебник. – Открою вам еще один секрет. Как
составные части, вы – обыкновенные дроби (1/7), а если вас представить как
волны, то вы станете десятичными дробями. Каждая волна имеет свой цвет и длину:
красная – 0,75 микрон; оранжевая – 0,
62; желтая – 0,59; зеленая – 0,57; синяя – 0,53; голубая – 0,5; фиолетовая – 0,
45. Вот так, мои милые цвета. Жить вам отныне в мире и согласии!
И волшебник
исчез. А наши герои стали жить дружно одной ЦЕЛОЙ семьей. А когда им хотелось
поиграть, они превращались в радугу и радовали людей своей красотой. (Составила
Мухамеджанова Асель)
6. Сказка о том, как наступил порядок в
королевстве Математики
Жили-были в
одной деревушке две маленькие Единички – девочки-двойняшки. Родители их неожиданно
умерли и оставили сестричек Единичек одних. Тяжело им жилось без родителей, а
тут еще в доме, что стоял рядом с их избушкой, поселилась вредная-превредная
старуха Двойка. Невзлюбила она Единичек и постоянно к ним придиралась. Стоит
разыграться Единичкам, горбатая старуха тут как тут, стучит клюкой, ругается:
«Чего шумите, покоя не даете?». Сядут сестрички песенки попеть – опять бабуся
ковыляет, согнувшись, к их домику: «Чего раскричались, спасу от вас нет!».
Боялись сестрички Единички лишний раз из избушки свои остренькие носики
высунуть.
Но однажды
вечером в их дверь постучали. На пороге стояли два юноши. Они попросили у
сестричек разрешения переночевать в их домике, так как очень устали после
долгого пути. Сестрички приветливо встретили гостей, обогрели, накормили,
вежливую беседу с ними повели. Гости сказали, что они пажи великой королевы
Математики. Она отправила их с поручением – решить тяжбу в одном из городов
королевства. А зовут их Плюс и Равно. Не успели гости закончить свой рассказ, а
тут стук в дверь… Опять старуха Двойка на пороге: «Что тут у вас за разговоры,
на ночь глядя?». Худенькие Единички со страхом прижались друг к другу. «Э! –
сказали гости. – Да у вас тут тоже непорядок, но дело поправимо, входи в избу».
Не успела старуха опомниться, а Плюс уже ухватил одной рукой одну Единичку, а
второй – другую, а Равно встал между ними и старухой. И вдруг…
Лицо бабуси
разгладилось, расплылось в улыбке: «Внученьки мои, сиротинушки, а я ведь не так
просто к вам заглянула, пришла забрать вас из ветхой избы в свой дом. Хватит
вам одним куковать, перебирайтесь ко мне. Втроем и сытней и веселей».
С тех пор
появилась у Единичек бабушка – любящая и заботливая. Они и до сих пор живут
вместе дружно и счастливо. А в королевстве Математики царит полный порядок. (Составила
Архипова Анна)
7. Сказка-загадка
Жила-была
звезда 1 целая. Однажды она рассыпалась на 4 планеты. Это: 1/10, 2/10, 3/10,
4/10.
И одна
планета улетела в другой галактический мир. Если бы оставшиеся три планеты
соединились, то они составили бы звезду 8/10. Какая планета улетела в
галактический мир? (Составила Хайбуллина Дилия)
8. Сказка
Жила была
1/5. Посадила она репку. Созрела репка, настала пора ее тащить. Стала 1/5
тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвала 1/5 на помощь 2/5.
Тянут, потянут вместе, а вытащить репку не могут. Позвали 3/5. Пришла 3/5,
дергает репку, а та не вытаскивается из земли. Позвали 4/5. Пришла 4/5, тянет
со всеми, а репка опять не вытаскивается из земли. Позвали 5/5. Тянут, потянут
все и вместе вытащили репку из земли. Ведь у них силы-то вместе сколько? Целое
число 3. (Составила Бочекалова Ксения)
9. Кто главнее?
Поспорили
один раз 1/2 и 0,5: кто из них главнее в математике. 0,5 говорит: «Я главнее
тебя!», а 1/2 говорит: «Нет, я главнее!» Спорили они, спорили, а истину так и
не нашли. Пошли они к царице Математике во дворец, чтобы она решила, кто из них
главнее. Пришли и говорят: «Царица Математика, мы поспорили, кто из нас главнее
и не смогли решить, помогите нам». Она им ответила: «Я вам помогу, но мне на
помощь должен прийти координатный луч». Координатный луч позвали, и царица
сказала: «А теперь 1/2 и 0,5, встаньте на нем на свои места». И обе они стали
на одно место. «Вот видите, значит, вы равные, идите и живите мирно», – сказала
царица Математика.
И больше
1/2 с 0,5 не спорили, кто из них главнее. (Составила Фокас Людмила)
10. Сказка
Однажды
Коле приснился сон, как будто он попал в страну, где правила прямо и обратно
пропорциональных зависимостей поменялись.
В этой
стране был беспорядок и хаос. Он заметил, что в магазинах люди, чем меньше
заплатят, тем больше им дадут товара. В этой стране машины ездили почему-то
очень быстро, но всегда куда-нибудь опаздывали. На футбольном матче играли две
команды «Спартак» и «Динамо». «Спартак» забил «Динамо» три гола, а «Динамо» им
ни одного. Но победила команда «Динамо»…
Когда Коля
проснулся, он посмотрел на часы. Они показывали половину восьмого. Коля
испугался, что опоздает в школу. Он оделся и быстро побежал. Когда Коля
прибежал в школу, увидел, что вовремя.
Хорошо, что
на земле действуют правила прямо и обратно пропорциональных зависимостей!
(Составил Скрипнистый Миша)
|