Мини-чат
Радио
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта


Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Детский правовой сайт

Министерство образования

Пятница, 15.11.2024, 01:25
Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Конфликты в подростковом возрасте" часть 1

Конфликты в подростковом возрасте (Глава 1)

Введение

Актуальность выбранной мною темы очевидна. Все мы родом из детства, у каждого из нас есть свой жизненный опыт. Каждый период жизни влечёт за собой различные проблемы и трудности, связанные с развитием, которые требуют новых умений и ответов.

В процессе взросления ребёнка принимают участие родители, учителя, сверстники, и, наконец, само общество. Работая в старшей школе, я невольно вовлечена в этот процесс. Воспитывая сыновей-подростков, приходится постоянно работать над собой, чтобы предупредить негативизм данного возрастного периода. Поэтому выбор темы моей исследовательской работы носит практический характер. Мне было интересно проанализировать историю развития и воспитания подростка, сделать выводы, имеющие практическую направленность.  
Для психоанализа конфликт является ядерным механизмом развития личности. Многие психологи указывают на конфликтную природу эффективного развития ребёнка. 
Что же такое конфликт? Сегодня в специальной литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определённый статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.
Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных групп.
Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборства между сторонами конфликта.
Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.
Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта.
В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Хотелось бы остановиться ещё и на причинах конфликта.
Фундаментальной причиной конфликтов является противоречие интересов, т.е. то или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов как потребность.
Любой конфликт есть форма выражения противоречия интересов.
Следующей причиной возникновения конфликтов является объективные факторы и личностные факторы. 
В практической психологии проведена масса исследований и написано множество научных статей на тему конфликтов. В настоящее время появилась даже такая наука как конфликтология, которая даёт ответы на многие вопросы, связанные с конфликтами. Соглашаясь с древними, повторю: сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо о мнении людей о нём. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы и людей.
Конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развитие его как личности в конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта.
В своей работе я попытаюсь ответить на следующие вопросы :
• какие конфликты возникают в подростковом возрасте;
• что такое внутриличностный конфликт подростка, как он протекает, как его распознать;
• почему происходят конфликты с родителями;
• конфликты подростков с окружающими; 
• к чему приводят конфликты (стресс и помощь подростку при стрессе). 

Тема конфликта неисчерпаема.
 Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его.

   Глава 1
  Проблема кризиса в подростковом возрасте

 Проблема кризиса, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. Она имеет свою историю, которая в очень кратком изложении такова. С начала научного изучения подросткового периода, после первого фундаментального исследования С.Холла, за этим возрастом закрепилось название критического, что отразилось в его образной характеристике как периода "Sturm und Dran", "Storm und Stress", т.е. "бури и натиска", "бушевания и напряжения". В первую четверть прошлого века в науке господствовало представление о биологической обусловленности критического развития в подростковом возрасте. Основу этого представления заложили С.Холл ("теория рекапитуляции") и З.Фрейд, в теории которого о стадиях психосексуального развития вторичное возникновение Эдиповой ситуации в начале подросткового возраста рассматривалось как универсальное и генетически предопределенное явление. Однако одновременно с созданием разнообразных вариаций теории био-генетического универсализма накапливались исследования по отдельным проблемам, в которых раскрывалась зависимость некоторых сторон личности, например, интересов, идеалов от социальной принадлежности подростка. Такая теоретическая направленность характерна для целого ряда исследований в начальный период становления советской психологии. Она отразилась, в частности, в названии работ: "Рабочий подросток", "Крестьянский ребенок", и др. В Германии теоретическим противником 3.Фрейда был Э.Шпрангер, который дал описание подростка "среднего класса" и вообще считал юность периодом "врастания индивида в культуру", в определенные "формы жизни общества", существующие в виде этики, религии, науки, искусства и т.д. А.Буземан, изучавший развитие самосознания подростков из рабочей и интеллигентной среды, пришел к выводу о зависимости критериев самооценки и уровня развития самосознания от непосредственного социального окружения. Работы подобного типа постепенно создавали фундамент для понимания социальной обусловленности ряда особенностей подростков, но в силу своего частного характера эти работы существенно не покидали представления о биологической обусловленности критического характера подросткового периода.
Мощный удар по теориям био-генетического универсализма был нанесен в 20-30 годы американскими этнографами (антропологами) школы Боас. Они занимались изучением так называемых примитивных цивилизаций с целью выяснения, в какой мере человек поддается воздействиям со стороны общества, что в нем определяется "природой", а что - "культурой", т.е. конкретными общественно-историческими обстоятельствами жизни и развития. Сравнение и обобщение материала, собранного учениками Боас и другими этнографами, привело к важным выводам, а именно:
1) Подростковый период может иметь разную длительность - от нескольких месяцев в некоторых племенах "примитивных цивилизаций" до четырех лет в обществах с высоким промышленным развитием, после которых детство формально еще не заканчивается в связи с продолжением образования и сохранением материальной зависимости от родителей. В ряде племен подростковый возраст ограничивается коротким периодом между наступлением у девочки половой зрелости и вступлением в брак, причем это время необходимо для совершения ритуалов признания ее взрослости и подготовки к брачной церемонии.
2) Общая картина развития и особенностей подростков может быть разной при двух крайностях: наряду с картиной критического развития существует гармоническое, безконфликтное развитие. Первые данные о протекании подросткового возраста без специфических трудностей были сообщены М.Мид, оценившей этот период в жизни самоанской девочки как наиболее приятное время по сравнению с детством и взрослостью. В другой работе М.Мид писала: "На Самоа нет конфликта потому, что девочка-подросток не сталкивается с открытиями, ограничениями или выборами, и потому что общество ожидает, чтобы она взрослела медленно и подобно цветку, за которым хорошо ухаживают". Материалы М.Мид, опровергавшие представление о неизбежности кризиса и конфликтов, привлекли внимание ученых к новым проблемам.
3) Р.Бенедикт обобщила этнографические материалы в виде теории двух типов перехода от детства к взрослости непрерывном и с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого.
 Первый тип перехода существует в некоторых индейских и других племенах в условиях совпадения ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода имеет место при расхождении в существенных нормах и требованиях к детям и взрослым (он характерен для современного американского общества) - считала Р.Бенедикт, М.Мид также говорит об этом. В таких условиях переход к взрослости идет с внешними и внутренними конфликтами и имеет специфический результат - неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении "формальной" зрелости. Основной вывод Р.Бенедикт сформулирован так: "Хотя факт природы заключается в том, что ребенок становится взрослым, но путь, по которому происходит этот переход, варьирует от одного общества к другому, и ни один из этих частных культурных мостов не может рассматриваться как " природная" тропинка в зрелость.
Таким образом, из исследований этнологов следовал вывод, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют: 1) длительность подросткового периода; 2) наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей; 3) характер самого перехода от детства к взрослости.
К. Левин в работе "Подход теории поля к подростковому возрасту" проанализировал конфликтный тип перехода к взрослости с точки зрения положения, занимаемого в обществе группой детей и группой взрослых (путем сравнения их некоторых прав и привилегий). Он констатировал разделенность этих групп в современном обществе и считал, что в подростковом возрасте происходит смена принадлежности к группе, т.е. подростки находятся в состоянии социального передвижения из группы детей в группу взрослых, причем у них есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их привилегиями. По мнению К.Левина, специфика положения подростка состоит в том, что он находится "между двумя социальными группами", что аналогично положению человека, который в социальной психологии называется "marginal man" - "неприкаянный". Такое положение порождает стремление человека уйти из менее привилегированной группы в более привилегированную группу, которой он еще не принят. Положение неприкаянности является источником специфической картины поведения и эмоционального состояния, характеризующейся напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью и другими особенностями. По аналогии К.Левин называет подростка "marginal man", а факт передвижения рассматривает как расширение, по сравнению с детством, жизненного пространства подростка в разных направлениях - временном, социальном, географическом и др.
Само движение в этом поле он трактует как движение в неизвестном направлении, поскольку для подростка новое поле (мир взрослых) является неясным с точки зрения границ доступного ему движения в нем. К.Левин выводит все основные особенности детей этого возраста. Степень трудностей и наличие конфликтов он ставит в прямую зависимость от резкости разграничения в обществе группы детей и взрослых и длительности периода, когда подросток находится в положении между двумя группами. Констатация К.Левиным факта разделённости этих групп в современном обществе и длительности периода "неприкаянности" подростка привели к выводу о закономерности конфликтов и трудностей в развитии и воспитании подростков как обусловленных спецификой социальных обстоятельств их жизни.
В начале 50-х годов теоретический последователь С.Холла и З.Фрейда - А.Гезелл опубликовал последнюю часть своей трилогии о детском развитии, посвященную подросткам. По отношению к этому возрасту он развивал свою теорию о биологически обусловленной последовательности развития и жесткой смене одних особенностей другими, при которой проявление негативных особенностей с интервалом в год отражает процесс биологического созревания. Однако, вопреки многим теориям, в практике воспитания подростков имелось немало случаев бесконфликтного развития. За разъяснением причин этого родители и педагоги обращались, в частности, и к дочери З.Фрейда - Анне Фрейд, развивавшей идеи отца. В специальной теоретической статье она объявила бесконфликтные случаи разными вариантами патологического развития и объяснила их с точки зрения выдвинутой ею раньше теории механизмов защиты от сексуальных импульсов. Согласно этой теории один из этих механизмов направлен на подавление сексуального влечения, второй - на разрушение связей с объектами детской сексуальной привязанности.
Несколько лет назад появилась книга Д.Коулмена, в которой развивается мысль о "неприкаянности'' подростка и ее последствиях. Он выделил ряд социальных обстоятельств, как бы выталкивающих подростка из мира взрослых и определяющих возникновение особой "субкультуры подростков", т.е. существование общества подростков в обществе взрослых.
Следует отметить, что в настоящее время некоторые зарубежные специалисты по детскому развитию считают, что ни одна из существующих теорий не может дать удовлетворительного объяснения всем накопленным фактам.
В первые два десятилетия становления советской психологии подростковым периодом в целом и отдельными проблемами занимались многие крупные психологи Л.С.Выготский, П.П.Блонский , А.А.Смирнов, П.Л.Загоровский и другие. Л.С.Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, общеорганического и социального - как основной особенности и основном противоречии подросткового возраста.
Названные советские психологи разделяли точку зрения о критическом характере начала подросткового периода, однако в психологии не было единства мнений о длительности кризиса. Одни считали кризисным весь подростковый возраст, другие - только его начало, выделяли особую негативную фазу, ограничивая ее длительность приблизительно годом: у девочек "вокруг" 13 лет (по Ш. Бюллер), а у мальчиков - позже на год-полтора, причем подчеркивалось, что это время совпадает с первыми кардинальными сдвигами в половом созревании подростков. Для негативной фазы считалось характерным, с одной стороны, разрушение прежних интересов ребенка, а с другой стороны, ломка отношений с взрослыми, появление упрямства, строптивости, негативизма, замкнутости, склонности к уединению, раздраженности, возбужденности, меньшей продуктивности в работе. На основе фактов исследования П.Л.Заговорский и И.А.Арямов утверждали, что появление негативной фазы зависит от социальной принадлежности подростка: Загоровский обнаружил проявления этой фазы только у 19% подростков из 274 изучавшихся им советских школьников в возрасте от 11 до 16 лет.
Л.С.Выготский поставил три совершенно новых проблемы при изучении критических возрастов: во-первых, о позитивном содержании негативной фазы; во-вторых, о необходимости выделения основного новообразования в сознании подростка; в-третьих, о выяснении социальной ситуации развития, которая в каждом возрасте представляет неповторимую систему отношений между ребенком и средой. Перестройка социальной ситуации развития представляет, по мнению Л.С.Выготского, главное содержание критических возрастов, и он ставил задачу понять динамическую картину взаимосвязи сдвигов в социальном бытии подростка и изменений в его сознании и структуре личности.
Движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Среди отечественных учёных, внёсших вклад в разработку рассматриваемой проблемы, следует назвать А.Р. Лурию, В.Н. Мясишева, В.С. Мерлина и других. Но, прежде всего следует обратить внимание на деятельностный подход А.Н. Леонтьева, который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.
В настоящее время мнение психологов по поводу трудностей в воспитании подростков является в общем единым и его можно сформулировать так: конфликты и трудности в этом периоде не обязательны, они порождаются неправильным воспитанием, но все же наблюдаются нередко. Такая точка зрения складывалась на основе педагогической практики и вытекала из ряда исследований, в которых раскрывалась зависимость трудностей в общении с подростком от отношения взрослого к нему.
Категория: Мои статьи | Добавил: Lsh (15.05.2010)
Просмотров: 11038 | Рейтинг: 3.6/14
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
язык
Поиск
Профиль
Гость!

Погода
Праздники
Праздники Беларуси