Отрочество, подростковый возраст- период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации от 11-12 до 14-15 лет. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Подростковый возраст- период, когда подросток начинает по- новому оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отрочество- это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Подводя итог вышесказанному, выделю основные типы и причины конфликтов у подростков: • внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом. • межличностный конфликт – когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели таких людей. • конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы. межгрупповой конфликт – возникает из-за противоречий и идейных установок двух проблемы Как я уже говорила, конфликты и трудности в период отрочества не обязательны. Они порождаются неправильным воспитанием и, увы, наблюдаются нередко. Поэтому стоит особо выделить конфликт внутри семьи, ведь именно из семьи подросток выходит в самостоятельную жизнь. И особый акцент хотелось бы сделать на рекомендациях родителям как относительно безболезненно пережить подростковый возраст. Поэтому в заключении хочу выделить основные типы конфликтов и способы их преодоления. 1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является "неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, отсутствие целеустремленности, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д. В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный. Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства. Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав. 2. Диктатура родителей Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу. Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: "Кто сильнее, тот и прав”. Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, — все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда "посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры — явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов нужно ввести некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться: • не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина, • не трогать личные вещи, • не подслушивать телефонные разговоры. Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д. Необходимо искренне объяснять свои чувства, но не вспоминать старых, давнишних грехов, а говорить о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давить, не наказывать физически, не унижать. 3. Мирное сосуществование — скрытый конфликт Отмечу, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его. Сюда же можно отнести воспитание "без запретов”. Установка родителей на детскую "свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется. Необходимо поменять тактику общения. Установить систему запретов и включиться самим в жизнь подростка. Соответственно нужно помочь ему участвовать в жизни семьи. Создать так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. 4. Конфликт опеки По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в "диктат младшего”. Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали, и он был последней надеждой на счастье. Но "деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто "срываются” и "восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности. Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям "медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят "маменькиных сыночков и дочек”. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, "стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка. Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Нельзя отказываться от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но нужно свести опеку к минимуму. Не требовать от ребенка только правильных поступков, нужно принимать его таким, какой он есть. Помогать, но не стараться решать за него все проблемы. Необходимо стимулировать общение со сверстниками. Дозировка опеки, дозировка свободы, дозировка похвалы и порицания — это один из выходов в данной ситуации. 5. Конфликт родительской авторитетности. "Шоковая терапия” Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: "А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов. Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни. Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой. Нужно изменить отношение к своему ребенку. Стать терпимее к недостаткам подростков. Постараться восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найти и развивать в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижать, а поддерживать. Не вступать в бесконечные споры, не допускать молчаливой, "холодной” войны. И главное — нужно уверить ребенка в том, что он всегда будет любим. Оптимальный тип семьи: партнерство. Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование. Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, а стать соучастниками наших переживаний. Причем делать это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивать, не сгущать краски, а делиться своими надеждами. Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где взрослый и ребенок выскажут свое мнение. Если помочь подростку справиться с собственными внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу – это уже большая часть гарантии того, что он сможет справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем, его межличностную ситуацию. Если все же конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает в стрессовом состоянии, то рекомендуется придерживаться следующей стратегии: • не нужно возлагать на подростка свои ожидания и не надо предъявлять ему много претензий; • разделять чувства подростка – очень хороший момент, но не нужно перегибать палку, залезая глубоко в душу и наводя там порядок, нужно постараться подкорректировать его умение правильно оценивать проблему; • нужно стать терпеливым и внимательным слушателем: если тинейджер способен рассказывать о своих проблемах, значит еще не все потеряно, и он сможет с ними бороться; • нужно предотвращать самонаказание, не позволять ребенку стать затворником и, по возможности, вытаскивать его из дома, не поощрять его склонность к самообвинению; • быть доступными и всегда готовыми найти время для общения с подростком; • подкреплять положительные качества подростка; • стимулировать занятия физическими упражнениями и поощрять любое увлечение спортом; • если подросток начинает избегать семью и других людей, нужно обращаться за профессиональной психологической помощью.
Литература:
1. Арямов И.А. Рабочий подросток. М., 1928. 2. Блонский П.П. Педология. М., 1936. 3. Бюллетень клуба конфликтологов №6, г. Красноярск, 1997 г. 4. "Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков". Сб. Под ред. Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой, М., 1967. 5. Вопросы психологии , №2, 1972 г. 6. Выготский Л.С. Переходный возраст (стенограмма лекции). 1934. 7. Выготский Л.С. Проблема возраста. Рукопись. 8. Драгунова Т.В. и Эльконин Д.Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. "Советская педагогика", № 6, 1965. 9. ДрагуноваТ.В. Некоторые вопросы формирования личности в подростковом возрасте. "III Всесоюзный съезд Общества психологов СССР", т. 2, М , 1968. 10. Загоровский П.Л. Основные направления в современной психологии юности. "Психология", вып.1, т. 2, 1929. 11. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. 12 .Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002. 13. Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития; детство, отрочество. – М., 2002. 14. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. М., 1926. 15. Рыбников Н.А. Крестьянский ребенок. М., 1930. 16. Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. Петроград, 1920 17. www. I - U. ru Конфликтология. ( Учебное пособие).